Функциональная грамотность
Приказ № 310 от 2.10.2023 года "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 год" - просмотреть
Приказ от 21.09.2021 № 2979 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края - просмотреть
Письмо от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" - просмотреть
Письмо от 14.09.2021 № 03-1526 "Об методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" - просмотреть
Письмо от 11.10.2021 № 47-01-13-22936/21 "Об развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях" - просмотреть
Приказ от 25.10.2021 № 402 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГКОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус"" - просмотреть
Методология и критерии оценивания качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся - просмотреть
PISA — проверка уровня знаний у учеников в средней школе
PISA — это международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся. (Programme for International Student Assessment)
Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.
Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.
Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.
Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.
TIMSS – проверка того, как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (TIMSS – Trends in International Mathematics and Science Study)
Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.
Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.
Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.
В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников — тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.
Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.
Электронные банки заданий для развития функциональной грамотности:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Дополнительные ресурсы:
https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf - сборник заданий, направленных на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся / студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA.
https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf - примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
https://fioco.ru - открытые задания исследования PISA
http://www.instrao.ru - сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".
http://www.centeroko.ru - Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО