Условия для сохранения здоровья

Обеспечение безопасности здоровья и жизни кадет в корпусе – наиболее актуальное

 и приоритетное направление деятельности корпуса. Забота о здоровье и физическом развитии кадет, формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия традиционными казачьими видами спорта является одной из первостепенных задач кадетского корпуса. Она решается посредством комплексной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья кадет. В корпусе разработана и реализуется программа «Здоровье», в рамках проекта «Кадетский казачий корпус – территория здоровья».

Главные цели программы:формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам; формирование личной стратегии жизни подростка, старшеклассника.

Программа «Здоровье», рассчитанная на обучающихся 7-11классов, учитывает особенности каждой возрастной ступени. Данная программа является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья кадет.

Администрацией корпуса обеспечено наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с воспитанниками (фельдшер, учителя физической культуры, психолог, социальный педагог).

Для сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни в корпусе имеется медицинский блок.

Имеется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского кабинета для ведения медицинской деятельности (осуществление доврачебной медицинской помощи по: диетологии, педиатрии, медицинским осмотрам, сестринской помощи в педиатрии) в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Созданы необходимые условия для сохранения и развития здоровья воспитанников: четкий режим дня, регулярная утренняя зарядка на свежем воздухе и занятия в спортивном зале, прогулки на свежем воздухе; занятия в спортивных секциях, регулярные спортивно-оздоровительные мероприятия; сбалансированное питание; профилактика вредных привычек; первичная диагностика отклонений в состоянии здоровья; определение направлений индивидуальной медицинской, психологической и воспитательной работы с каждым воспитанником, поступившим в корпус; оказание первой медицинской помощи; проведение углубленных медицинских осмотров; медицинский контроль соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов, своевременная вакцинация и диспансеризация. Режим дня в корпусе составлен в соответствии с требованиями и нацелен на поддержание физической и умственной работоспособности кадет на оптимальном уровне в течение всего образовательного процесса, что дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Одним из важнейших условий сохранения здоровья обучающихся является психологический комфорт в образовательном учреждении и психологическая грамотность педагогов и родителей.

Использование здоровьесберегающих технологий, повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи кадетам, усиление физкультурно-оздоровительной работы, профилизация образования, создание оптимального микроклимата - вот основные пути сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Деятельность корпуса по созданию условий для сохранения здоровья обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

·       Диагностико - аналитическое

·       Медицинское сопровождение образовательного процесса

·       Реализация комплексно-целевой программы «Здоровье и дети»

·       Организация питания

·       Реализация программ объединений дополнительного образования и
педагогических проектов по сохранению здоровья обучающихся

·       Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Ежегодно, один раз в год в кадетском корпусе проводится диспансеризация, которая осуществляется бригадой узких специалистов в составе: лор, окулист, невролог, хирург-ортопед, с 14 лет – флюорография; мониторинг психофизического развития воспитанников, проводится антропометрия, т. е. измерение веса и роста. Результаты осмотра каждого кадета заносятся в индивидуальную карту кадета Ф № 026/у. В зависимости от полученных данных оценивается состояния физического развития, кадеты распределяются по группам здоровья, и происходит распределение их по физкультурным группам. Достигнуты положительные результаты по ряду факторов за счет использования разнообразных средств и форм работы с обучающимися.

Здоровье обучающихся - одно из основных слагаемых успешного процесса обучения. Здоровый кадет гораздо легче и лучше усваивает новый материал. Поэтому педагоги тщательно следят за здоровьем кадет. Для этого в корпусе функционирует медицинский кабинет.

 Фельдшером Лакман М.А. на постоянной основе осуществляется организация медицинского обеспечения кадет:анализ состояния здоровья, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий и эффективности использования педагогами здоровьесберегающих технологий (физминутки, гимнастика для глаз, витаминный день, дыхательная гимнастика, подвижные игры на переменах, питьевой режим, режим проветривания и освещённости и др.); Кадеты с заболеваниями находятся под наблюдением медика корпуса Лакман М.А. В период обострения заболеваний они направляются на стационарное лечение. С ними индивидуально-дистанционно работают классные руководители и воспитатели. Работа с такими кадетами находится под контролем, отчёт заслушивается на совещаниях при директоре. В ходе обучения в кадетском корпусе кадеты систематически проходят медицинский осмотр, в целях улучшения динамики физического развития проводятся теоретические и практические занятия, тематические беседы по здоровому образу жизни специалистами системы профилактики г. Курганинска и Краснодара.

 

В корпусе уделяется большое внимание повышению профессиональной компетентности педагогов и общекультурной подготовке родителей.

 

Коллективом корпуса осуществляются следующие мероприятия:

-       Первичная профилактика: контроль за санитарно-гигиеническими условиями в корпусе и за организацией методической помощи в учебно-воспитательном процессе; участие в составлении расписания.

-       Питание: контроль за составлением фактического питания и анализ качества питания, санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, бракераж готовой продукции.

-       Физическое воспитание: распределение на медицинские группы для занятий физической культурой; анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности кадет; осуществление контроля за организацией физвоспитания.

-       Трудовое обучение: контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению.

-       Гигиеническое воспитание в кадетском коллективе: рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа; организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки и др.; контроль за гигиеническим воспитанием.
Иммунопрофилактика: планирование и анализ вакцинации; осмотр перед прививкой; вакцинация; контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку.

-       Мероприятия по обеспечению адаптации в корпусе: рекомендации по обеспечению адаптации (Выступления на общешкольных родительских собраниях, индивидуальные консультации) и её коррекции (совместно с педагогами); контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; ведение документации (медицинская форма на ребёнка, выписки и справки).

-       Диспансеризация: проведение углубленных профилактических осмотров; оценка физической подготовленности детей; рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья; проведение назначенных оздоровительных мероприятий, контроль за их выполнением; анализ состояния здоровья детей по предлагаемым критериям и тестам, разработкам медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.

 Высокий профессиональный потенциал и уровень квалификации педагогического коллектива корпуса способствует успешной реализации поставленных задач. Все педагоги корпуса широко и эффективно используют в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, постоянно внедряют в образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития кадет; с учетом индивидуальной образовательной траектории обучающихся. В процессе обучения используются современные информационные технологии (интерактивная доска и др.). Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости (офтальмотренажеры), искривлению осанки. 2 раза в день производится проветривание и уборка кабинетов с моющими и дезинфицирующими средствами. Оборудованы раковины для мытья рук.

По вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в корпусе оформлен информационный стенд, материалы постоянно обновляются. Одним из важнейших условий сохранения здоровья обучающихся является психологический комфорт в образовательном учреждении и психологическая грамотность педагогов и родителей. Социально-психологической службой корпуса и классными руководителями проводятся с кадетами: психологические упражнения, направленные на актуализацию имеющегося опыта и знаний ребят, психологические игры с элементами психодрамы, тренинги; творческие конкурсы, беседы «Поговорим откровенно»; тренинги по выработке личной стратегии поведения, рефлексии.

Особое место в системе кадетского образования занимает пропаганда ЗОЖ, развитие и создание условий для занятий физической культурой и спортом. Физическое воспитание кадет организуется и проводится в форме учебных занятий (уроков), утренней физической зарядки (3 комплекса) и физической тренировки в процессе учебной деятельности и занятий дополнительного образования. Спортивная жизнь кадет является частью здоровьесберегающих мероприятий и не ограничивается рамками учебной программы, а продолжается во внеклассной работе.

Для осуществления здоровьесберегающей деятельности корпуса имеет наличие комплекса физкультурно-оздоровительной и досугово-массовой работы, в состав которого входят:

полоса препятствий,

 многофункциональная игровая площадка по футболу, волейболу, баскетболу и мини-футболу,

спортивный зал, зал для занятий дзюдо и самбо,

2 тренажёрных зала, зал бокса, конно - спортивный комплекс (на основе договора с ЗАО «Кавказ»,

кабинет тактической подготовки,

стрелковый тир.

На территории имеется специально оборудованный комплекс сооружений для организации занятий по различным видам военной и казачьей подготовки: тренажеры, турники, беговые дорожки, плац для строевой и военной подготовки, сектор для метания холодного оружия. Два раза в четверть, по плану проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, организованы спортивные секции и кружки: «Дзюдо», «Баскетбол», «Футбол», «Волейбол», «Настольный теннис», «Бокс», «Военная гимнастика», «Конно - спортивный », «Гиревой спорт», «Казачья верста» (легкая атлетика), «Шахматный кружок», «Казачья пика» (огневая подготовка), «На караул» (строевая подготовка), «Стенка на стенку» (Тактическая подготовка), «Казачий спас» («за грудки» (техника ближнего боя), традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты).

В корпусе ведётся работа по созданию условий для сохранения здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни на достаточно хорошем уровне. Заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации учебного процесса, т.е. некачественным питанием, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.

Хочешь быть активным - будь им!

 

Живи ярко!